Как выбрать хороший мотошлем

Как выбрать хороший мотошлем

Единственный элемент экипировки мото­циклиста, без которого наши ПДД запрещают ему выезжать на дороги общего пользования, это шлем. Причём какой именно — в ПДД не уточняется: он просто должен быть.

Какими бывают мотоциклетные шлемы

Открытые

Итак, наиболее простой и доступный — это «открытый» шлем. Но здесь могут быть варианты. Самый лёгкий и компактный — это Braincap, или «половинка», если по-нашему. Такой шлем прикрывает только верхнюю часть головы, как арбузная корка у Волка в мульт­фильме «Ну, погоди!». Уровень защиты подобного шлема стремится к нулю, но формально он позволяет выполнить требования наших ПДД. Однако в Европе такой номер вряд ли пройдёт. Там правила требуют, чтобы шлем был сертифи­цирован по действующим нормам безопас­ности, а с этим у подав­ляющего большинства «половинок» проблема. Именно поэтому ведущие производители мото­циклетных шлемов обычно с таким форматом не связываются.

Шлем половинка

Существенно лучше с точки зрения безопасности будет открытый шлем типа ¾, или Jet в английском написании. Он защищает практически всю голову, оставляя открытым только лицо и подбородок. Такой шлем может комплектоваться длинным или коротким прозрачным стеклом или очками. Приемлемый вариант, если вы ездите на скутере или на каком-нибудь «медленном» мотоцикле. Выглядит стильно, стоит недорого… Но если вы начинающий мотоциклист, то лучше лишний раз не рисковать. По статистике, вероятность того, что при аварии удар придётся на нижнюю часть лица и подбородок, составляет около 35 процентов. Это много! Поэтому для начала возьмите что-нибудь более защищённое. А потом, когда наберётесь опыта, то купите то, что нравится, и будете кататься «на стиле» по выходным.

Шлем 3/4

Кроссовые

Ещё один вариант, о котором начинающим мотоциклистам лучше на время забыть, — это так называемый кроссовый шлем. С закрытым подбородком, без стекла и с большим выдающимся вперёд козырьком. Такой шлем хорош на бездорожье, где козырёк эффективно защищает лицо от летящей грязи и веток деревьев. Но на дорогах общего пользования он, мягко говоря, неудобен. На больших скоростях козырёк создаёт значительное аэродинамическое сопротивление — голову станет задирать вверх и отворачивать в сторону. Долго так не проедешь. Поэтому, если у вас обычный дорожный мотоцикл, а не кроссовый эндуро, то лучше выбрать для поездок что-нибудь более подходящее.

Кроссовый шлем

Что именно? Обычный закрытый шлем (Full Face), про который мы пишем чуть ниже, или «интеграл», как его часто называют в России. Потому что изначально интеграл — это имя собственное: так когда-то называлась вполне конкретная модель закрытого шлема, выпускав­шаяся советской промыш­ленностью где-то в Прибалтике. Именно поэтому это название стало именем нарицатель­ным на всём пост­советском пространстве. Иностранцы его не понимают.

Шлем “Интеграл”

Закрытые и модуляры

Стандартный закрытый шлем обеспечи­вает самый высокий уровень защиты и по стилю подходит практически к любому мотоциклу. Словом, это оптимальный вариант для начинающего мото­циклиста. В принципе, бывают ещё шлемы-модуляры, у которых передняя часть откиды­вается вверх, открывая лицо. Они очень популярны среди мото­туристов, так как позволяют не снимать шлем при походах в придорожный магазин или на заправку. 

Мотошлем модуляр

В модуляре можно попить, поесть или просто подышать свежим воздухом, когда вы едете медленно. Удобно! Но при прочих равных условиях шлем-модуляр всегда будет существенно дороже и ощутимо тяжелее простого «интеграла». У него немного хуже аэро­динамика, и он шумнее на высоких скоростях. В общем, не торопитесь — вы ещё успеете его купить, но немного попозже, когда поймёте, что он вам действительно необходим.

Сколько шлемов понадобится

В общем — смиритесь с тем, что рано или поздно шлемов у вас будет несколько. Под разную погоду, разную одежду и даже разное настроение. Написав эту фразу, я встал из-за стола, открыл шкаф и пере­считал лежащие там шлемы — насчитал семь штук, плюс ещё два для жены. Зачем столько? Не знаю, так получилось… В конце концов, вы же не ходите всегда в одних и тех же ботинках или в един­ственных на все случаи жизни штанах? Конечно же, нет! Шлем для мото­циклиста — такой же элемент повсе­дневного гардероба, как ботинки или рубашка. А рубашку хотя бы иногда надо менять!

Какую марку шлема лучше выбрать

Итак, мы с вами решили: первым надо покупать закрытый шлем! Какой именно? Часто приходится слышать, что надо брать только самый лучший и, соответ­ственно, самый дорогой. Мол, в какую сумму вы оцени­ваете свою собственную голову? Будьте готовы потратить столько же и на шлем… Не верьте! По уровню защиты все шлемы примерно одинаковы, вне зависи­мости от цены, если мы говорим о сертифи­цированных шлемах известных мировых производителей. Каких именно? Давайте попробуем их перечислить.

Так уж повелось, что в отечественной мототусовке самыми хорошими и, понятно, престижными считаются шлемы японских марок Arai и Shoei. Ничуть не уступают им немецкий Schuberth и итальянский AGV. Чуть дешевле вам обойдутся француз­ский Shark, итальянские Nolan и X-lite (они, кстати, выпускаются одной и той же компанией — Nolan Helmets SpA), а также корейские шлемы HJC. Если хочется ещё дешевле, то обратите внимание на Caberg и LS2. Очень приличные, но мало распро­странённые на нашем рынке марки — это Airoh и Bell.

Конечно же, это не полный список компаний, выпускающих хорошие мото­циклетные шлемы. По самым скромным оценкам, произво­дителей несколько десятков. Поэтому просто ориенти­руйтесь на то, чтобы марка была на слуху. Если вам часто встречается её название в теле­визионных спортивных трансляциях, мото­циклетных журналах и в интернете — можно брать. Никогда не слышали — или проходите мимо, или изучите историю бренда и отзывы о нём подробнее. И лучше не экспери­ментируйте с покупкой шлема на Али­экспрессе! При всём уважении к крупнейшей в мире торговой площадке я ни разу видел куплен­ного там приличного шлема. Да и сама идея купить шлем в интернете не очень удачная. Лучше прийти в обычный магазин, посмотреть на него живьём, подержать в руках и примерить. Потом уже можно заказать его через интернет — вдруг найдёте выгодное предложение.

Смотрите на наклейки и массу шлема

Взяв шлем в руки, первое, на что надо обратить внимание, — это наклейка, свидетель­ствующая о его сертификации. Она всегда находится на задней части внизу. Для европейских моделей на ней должно быть написано ECE 22.05, для американских — DOT. Нередко можно встретить сразу две наклейки. И то, и другое наимено­вание указывает на то, что шлем соответ­ствует современным стандартам безопас­ности. Но имейте в виду, что в Америке не признаётся европейский стандарт, а в Европе, правильно, американский. Чисто теоретически это может вызвать конфликт с дорожной полицией. Но в нашей стране на это никто внимания не обращает. Пока не обращает…

Следующий важный параметр — это вес шлема. Нет, на весы его класть не надо. Обычно средний вес данной модели шлема указы­вается на соседней наклейке. Он может меняться в зависи­мости от размера: S чуть легче, XL — тяжелее. Но чем меньше весит шлем, тем лучше. Самые лёгкие спортивные шлемы массой около килограмма, но такой вы скорее всего не купите — дорого. Очень хороший закрытый «дорожный» шлем потянет где-то на кило двести. Полтора килограмма — хуже, но ещё приемлемо. Больше — многовато: в дальней дороге будет уставать шея.

Из какого материала делают шлемы

Вес шлема в первую очередь зависит от материала, из которого он сделан. Спросите об этом у продавца. Максимально лёгкие — карбоновые. Чуть тяжелее — композитные (фибергласс, стекло­волокно и т.д.). У многих произво­дителей есть свои собственные запатенто­ванные названия композитных материалов, из которых они выклеивают внешнюю оболочку шлема. Самые тяжёлые и, есте­ственно, дешёвые — термо­пластиковые. Обычно это поликарбонат, но и тут тоже могут быть марке­тинговые тонкости и заковы­ристые названия. Выбор за вами, но имейте в виду, что прямой зависи­мости между материалом, из которого изготов­лен шлем, и степенью его защиты нет! Если шлем сертифи­цирован, то уже не так важно, карбоновый он или пластиковый: производитель в любом случае гарантирует, что его изделие полностью соответ­ствует всем нормам безопасности.

Теперь загляните внутрь шлема. Вы увидите там толстый слой вспененного пено­пласта, прикрытый текстильной внутренней обивкой. Не ведитесь на рассказы, что она выполнена из анти­бактери­ального и гипо­аллергенного материала. Включённое в состав материала бамбуковое волокно, серебряные нити или «дезинфи­цирующая» пропитка — это тоже марке­тинговая уловка. Если вы долго будете носить шлем и неодно­кратно пропотеете, обивка всё равно запачка­ется и начнёт плохо пахнуть. Поэтому очень важно, чтобы она была съёмной — тогда вы всегда сможете вынуть её и постирать.

Как выбрать правильный размер мотошлема

Дальше на глаз выбирайте подходящий размер и надевайте шлем. Если он наделся легко и может провернуться на голове, сразу снимайте и просите на размер меньше. Новый шлем должен туго надеваться и плотно сидеть, равномерно обхватывая голову по всей площади контакта. Если есть сомнения, то между двумя размерами произво­дители всегда советуют выбирать меньший. Внутри шлем мягкий, он промнётся и «сядет» по голове. Если же вы чувствуете, что шлем ощутимо давит не по всей поверх­ности головы, а в каких-то отдельных местах, снимайте его — это просто не ваша модель. Форма головы у всех людей разная, и болванки, по которым делаются разные модели шлемов, тоже. Надо, чтобы одно совпало с другим. Поэтому ходите, выбирайте, примеряйте. Не ленитесь! Чем больше марок и моделей шлемов вы испробуете, тем больше вероят­ность того, что найдёте оптимальный вариант.

Ещё важный момент: надев шлем, надо походить в нём минут десять и прислушаться к своим ощущениям. Продавцы в специали­зированных магазинах это знают и торопить вас не будут. Если за это время станет невмоготу — больно, неудобно, тесно, дискомфортно — снимайте и пробуйте другой. А пока ходите по магазину в шлеме, обратите внимание ещё и на угол обзора. Понятно, что чем он больше, тем лучше. Если поводить глазами из стороны в сторону, вы не должны видеть краёв отверстия для визора. Верхний и нижний край могут быть видны, боковые — нет!

Обратите внимание на вентиляцию шлема

Посмотрите на то, как близко подборо­дочная часть шлема находится от вашего рта. Чем она дальше, тем лучше — в таком шлеме легче дышать. Если вы можете вытянутыми вперёд губами коснуться внутренней обивки, то это слишком близко, будет душно. Важна и система вентиляции шлема, потому что без неё станет жарко. Идеальный вариант, когда вентиляци­онные отверстия есть на подбородке, на лбу или на макушке и в задней части шлема. Причём они должны закрываться, иначе в дождь в шлем попадёт вода. Как реально работает вентиляция — в магазине понять не получится: шлем хорошо продувается лишь на скоростях более 100 км/ч. Поэтому просто убедитесь, что вентиляция преду­смотрена в принципе. Кстати, большин­ство модных шлемов в стиле ретро лишены вентиляци­онных отверстий, поэтому в них обычно жарко.

Какой должна быть застёжка?

Теперь переходим к застёжке. В тех же ПДД написано, что шлем на мото­циклисте обязательно должен быть застёгнут, иначе штраф. Но застёжки бывают разными. Самый простой, лёгкий, дешёвый и при этом, как ни странно, наиболее надёжный вариант — это «два кольца», или DD-Ring. Все топовые спортивные шлемы оснащаются именно им. Но в быту это не самая удобная вещь. Застегнуть или расстегнуть её, не снимая перчаток, у вас скорее всего не получится даже при наличии некоторой сноровки. Куда удобнее всевоз­можные защёлки и «трещотки». Но они, во-первых, требуют правильной регулировки, а во-вторых, немного увеличивают вес и цену шлема.

Сколько должен стоить первый шлем

Да, чуть не забыл про такой важный параметр, как цена шлема. Разброс здесь может быть просто колоссальным! И на безопас­ность это тоже, как ни странно, не влияет. Покупая дорогой шлем, вы часто пере­плачиваете за раскрученную марку, модную модель, красивую расцветку и многое другое. Но главное, пожалуй, отличие дорогого шлема от дешёвого — это его комфорт и, возможно, долго­вечность. Так сколько же нужно платить за свой первый шлем? В пределах пяти тысяч рублей вы вряд ли купите что-либо стоящее. Но в диапазоне 10–15 тысяч рублей продаётся уже много хороших моделей. Имея в кармане 20–30 тысяч, уже можно говорить о чём-то модном и престижном. Больше? Ну, не знаю, ваши деньги — вам решать!

Какой визор для шлема выбрать?

И ещё: не забудьте при покупке спросить у продавца, сколько стоит новый визор для выбранного вами шлема. Дело в том, что прозрачные стёкла-визоры — это расходный материал. Они со временем ломаются в местах крепления, царапа­ются, затираются грязью. А цена на новый, особенно от именитого произво­дителя, может вас неприятно удивить! Кстати, визоры бывают не только прозрачными. Очень эффектно смотрятся тониро­ванные — дымчатые или зеркальные стёкла. В солнечный день они действи­тельно хороши. Но если вы купите такой, то будьте готовы всегда возить с собой сменный прозрачный, на случай если пойдёт дождь или стемнеет. Поэтому лучшим решением будет выбрать шлем со вторым внутренним солнце­защитным визором-шторкой. На бескомпро­миссных спортивных шлемах, где произво­дители борются за каждый лишний грамм веса, их не бывает. А на гражданских и особенно туристи­ческих моделях — сплошь и рядом.

Что такое пинлок и нужен ли он вам

Пинлок — это такая прозрачная пластина, которая крепится на визор изнутри и фиксиру­ется специ­альными выступами — пинами. В итоге получается конструкция наподобие одно­камерного стекло­пакета, которая не запотевает практически при любых условиях. В жару это не особо актуально, но, когда на улице прохладно, ездить с запотевшим визором — сущее мучение. Поэтому заранее поинтересуйтесь, можно ли установить пинлок на визор вашего шлема. Любые анти­запотевающие жидкости и специ­альные составы, которыми натирают визоры, работают значительно хуже.

Кто и как проверяет безопасность мотоциклетных шлемов?

Лайфхак напоследок: британские учёные… Шучу! Британское правитель­ство финан­сирует социальную программу по изучению безопас­ности мото­циклетных шлемов. В её рамках специальная лаборатория тестирует по целому ряду параметров все наиболее ходовые модели шлемов, продаваемых на территории Соединён­ного Королев­ства, и оценивает их комплексную безопас­ность. Ознакомиться с резуль­татами исследований можно в интернете. Там же подробно описана и вся методика испытаний. Поэтому, прежде чем что-то покупать, настоятельно рекомендуем вам зайти на этот сайт и посмотреть, что думают британские учёные про приглянув­шийся вам шлем.

Кстати, аналогичный интернет-ресурс есть и в США. Но там присутствуют данные исключи­тельно о моделях, не только соответ­ствующих обязательному американ­скому стандарту DOT, но и допол­нительно прошедших ещё одну, более жёсткую добро­вольную серти­фикацию. Серьёзные произво­дители обычно охотно идут на это, предо­ставляя на исследо­вания хотя бы свои самые ходовые модели. Но имейте в виду: названия самих моделей на разных рынках могут различаться!

Ещё по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =

Новости дня x